tomtar: (Default)
[personal profile] tomtar
Вот он, мальчик Дик из бедного квартала богатого американского города Нью-Йорка, верный спутник советского детства, изобильного на истории о маленьких жертвах капиталистической действительности. Дик среди них не затерялся - синяя "пиратская" бутылка, помните?








Дик повредил глаз осколком отбитого горлышка. Глаз можно спасти, но лечение будет долгим и затратным. Родители Дика могут позволить себе только бюджетный вариант - и их сын обречен стать калекой. Глаз ему попросту удалят. Пока родители Дика предаются отчаянию, его лучший друг отправляется в редакцию газеты, чтобы просить о помощи.

Настойчивый и изобретательный Бронза придумывает, как раздобыть деньги для Дика: благотворительный экстренный выпуск и пиратская бутылка в качестве приза лучшему распространителю! Благодаря сознательным взрослым и азартным мальчишкам-газетчикам всего за один день удается собрать нужную сумму на лечение, вопреки бесчеловечной "системе".

Не постесняюсь признаться: эта книга была в числе любимых и перечитываемых: она заставляла холодеть от страшной участи, грозившей твоему сверстнику, и вместе с Бронзой лихорадочно считать каждый собранный цент.

В одном из комментариев повесть о Дике назвали глупой антиамериканской пропагандой. В другом - возразили, что глупая пропаганда при ближайшем рассмотрении оказалась умной правдой, которая, к несчастью, правдой и нашей жизни тоже.

Все так, в повести идеологическая обработка идет рука об руку с реалистичными и, надо отдать должное, увлекательными картинами чужой жизни. Хороший агитпроп и должен быть таким. В конце концов, о существовании газовых счетчиков и страховой медицины мне поведал именно "Дик с 12-й Нижней". И о последствиях их применения - тоже. Только вот и в детстве и сейчас для меня это была повесть о надежном друге. А уж где все происходит - в Нью-Йорке, Рангуне или уездном городе N...


Кстати, а что там у нас в уездном городе N? А, как ни странно, не так уж "не так".


Вот повесть В.Крапивина "Та сторона, где ветер" - мелодрама из советской жизни, при том абсолютно деилогизированная. В ней и речи нет о материальных лишениях и социальной несправедливости, но есть детское несчастье и детская же мятежная солидарность в противовес рассудочному взрослому смирению.

Владик ослеп совсем маленьким в результате травмы. Отец, походив с сыном по врачам, покорился судьбе и поставленному диагнозу. Владик надеется на целительный удар молнии, способный вернуть ему зрение. Его друг Генка в чудеса не верит и потому решает выучиться на врача-офтальмолога - способ сколь благородный, столь наивный, к тому же затяжной и ненадежный, как прагматично подмечает один догадливый приятель. Но другого выхода Генка придумать не смог. И Генкино упрямое нежелание принять объективную действительность заставляет-таки отца Владика снова начать поиск медицинской помощи.

Вторая часть повести, после обретения Владиком зрения, читается по инерции. Главное-то уже сказано.
"Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья". Детская по простоте аксиома.

Date: 25 Oct 2015 23:36 (UTC)
silent_gluk: (pic#4742416)
From: [personal profile] silent_gluk
Или понял, что терять уже нечего, хоть операция и могла оказаться неудачной...