tomtar: (Default)
[personal profile] tomtar
Originally posted:

Наташа Биттен: Путешествие по Голландии с Кеесом Адмиралом Тюльпанов (Клуб Путешественниц)




Эту карту я рассматривала много раз. Каждый раз, когда бралась перечитывать книгу «Кеес Адмирал Тюльпанов» Константина Сергиенко. Однажды мне пришло в голову заглянуть в атлас. И чудо произошло! Лейден, оказывается, был настоящим городом. Не выдуманным. Пусть даже и крошечной точкой на карте, где не видно ни Бреестраат, ни Питерскерк, ни Цитадели. Я поняла, что есть шанс…
Потом я еще немножко подросла и узнала о знаменитом дельфтском фаянсе, о голландской живописи, и о самом знаменитом лейденце на свете – Рембрандте.



Взрослея, мы часто забываем детские мечты. И я надолго забыла, как хотела забраться на зубчатую стену и увидеть окрестности Лейдена. И сам Лейден, как на ладони.

Но как-то раз, размышляя над тем, что для счастья надо, я поняла: надо, чтоб мечты сбывались. И купила билет на самолет… до Амстердама. До Лейдена рейсов нет. Но Голландия – маленькая страна, если сравнивать ее с Россией. Поэтому там до всего – рукой подать.

Здравствуй, Лейден!





Лейден, каким я его представляла в детстве



Центральная станция Лейдена. Так город моих грез выглядит сейчас


Трижды я проезжала мимо Лейдена на паровозе! Я моталась между Роттердамом (где остановилась пожить у друзей) и Гаагой (точнее, российским консульством). А Лейден мелькал за окном совсем непохожий на мою детскую фантазию: вдоль дороги высились громадины из стекла и бетона.

Ужас! Ужас! Нет, я, конечно, знала, что историческая часть города сохранилась, но мне почему-то представлялось, что я увижу Цитадель издалека, она ведь должна возвышаться над городом…
Это действительно так. Под проливным дождем я вышла из такси, которое за 10 минут доставило меня от Центральной станции до Центральной части города.

Здравствуй, Лейден! Мельница... Питерскерк… Даже две Питерскерк! «Старая», 1121 года. И «новая», 1512 года.



Лейденская мельница - музей









Двери в Питерскерк, Лейден, Нидерланды




Площадь, где встретились Кеес и Караколь – возле Новой. Не получилось у меня сделать там снимок – дождюга помешал. Но это – она.

Караколь, Элле, Помпилиус и Пьер.





Из книги: «Пока Слимброк вылезал из канавы, мы уже мчались по переулку. Обогнули церковь святой Марии, сделали зигзаг и выскочили на Господскую улицу. Пыхтел медведь Помпилиус, скрипели колеса, собака бежала высунув язык, а девочка в розовом платье держалась за край повозки, так и не выпуская из рук барабана».



Церковь Св. Марии,Mare Kerk или Church of Our Lady.

Herenstraat, Pieterskerk, Beestraat…Все это есть в Лейдене.



Самая старая улица Лейдена начинается от ворот Цитадели

Цитадель построена в 1200 гг. Когда города еще не было, а Цитадель Burcht гордо возвышалась над равниной, отвоеванной людьми у моря, эта дорога вела к деревушке, откуда в крепость привозили продукты.


Цитадель Burcht, построена около 1200 года

Об этом мне рассказали в музее археологии. Предположительно, искусственный холм, на котором находится крепость, возвели ранее IXвека, для того, чтобы спасаться от наводнений на Рейне.
Сотрудник музея удивился, узнав, что я из России, что знаю об осаде Лейдена испанцами, о том, что тогда голландцы разрушили дамбы и затопили землю, чтобы корабли пришли морем на подмогу осажденному городу… Для меня провели персональную экскурсию на английском, потому что вся экспозиция – на голландском.

К слову, лейденцы до сих пор 3 октября отмечают день снятия блокады 1574 года.

Кеес. Корнелис Схаак, он же – Корнелис Йоппенсзоон (Cornelis Joppenszoon)





Памятник в Лейдене Cornelis Joppensz - www.sergijenko.de



Из книжки: «Когда 3 октября 1574 года занялся мглистый рассвет, и в Лейдене, и в войсках, шедших на помощь, воцарилось тревожное угрюмое ожидание. Осажденные думали, что испанцы готовы к штурму через рухнувшую ночью стену. Шедшие на помощь были уверены, что испанцы уже взяли город, подтверждением тому в их глазах был ночной грохот и зияющий утром провал в стене. Внезапно увидели, как на бастионе форта Ламмен показался мальчик и, сняв шляпу, стал размахивать ею…»


«On 2 and 3 October, after the storms finally came, a relief force of Geuzen (Sea Beggars) were approaching Leiden via flat bottomed boats. The waterlogged Spanish army lifted the siege. The rebel fleets brought herring and white bread to the starving population. The population got ‘Hutspot’ (carrot and onion stew) in the evening. According to legend the little orphan boy Cornelis Joppenszoon found a cooking pot full with ‘Hutspot’ of the Spaniards, who had to leave their camp, the Lammenschans, in a hurry, to escape from the rising waters».


«В ночь со 2 на 3 октября, после того как наконец подул ветер, на помощь городу морем на плоскодонках пришли Гезы. Вымокшая испанская армия сняла осаду. Повстанческий флот привез голодающим в осаде лейденцам сельди и белого хлеба. Вечером население получило Хютспот (Hutspot) – блюдо из тушеной моркови и лука. Согласно легенде, маленький мальчик-сирота Корнелис Йоппензоон нашел котел с этим «деликатесом» в опустевшем лагере испанцев в форте Ламмен (Lammenschans), откуда испанские войска в спешке бежали, испугавшись надвигающейся воды».

Итак, нашего храброго Кееса звали Корнелис Йоппенсзоон (CornelisJoppenszoon). И он – историческая личность. И для лейденцев, и для меня.








О том, что есть и в книге, и в жизни
По сей день 3 октября, Лейден отмечает снятие испанской осады 1573-74 годов. В ночь со 2 на 3 октября в городе устраивают гулянья с ярмаркой и аттракционами, а Муниципалитет угощает всех белым хлебом и селедкой!
3 октября – селедка с хлебом
3 октября – ежегодный фестиваль
3 октября – Лук с морковью, традиционное рагу «Hutspot», придуманное лейденским сиротой Корнелисом Йоппенсзооном
Отмечают в Голандии и Кермис. Из книги: «Промахнулся хозяин селёдки. До этого каждый год в эти дни гнал он свою шлюпку из Брилле на большой праздник Кермис. В Голландии нет праздника веселее. Целую неделю все пьют, гуляют, угощают друг друга. На городских воротах вывешивают белые кресты, объявляют «базарный мир». Нельзя даже драться, не то что убивать друг друга.
Не знаю, как в других городах, а у нас в Лейдене каждый год в летнее время начинался Кермис. И ярмарка была, несмотря на тяжелые времена».
Кермис в Лейдене

Теперь — в Дельфт!


Из книги: «Эглантина кормила нас бараниной с бобами и показала из окна длинный сероватый дом. Оказалось, это монастырь святой Агаты, и там живёт принц Оранский по прозвищу Молчаливый. Окно его кабинета смотрело через канал в нашу сторону. Как только оно распахнется, значит, принц уже в Дельфте и можно нести письмо.»

Это дворик бывшего монастыря Св. Агаты. В центре установлен памятник Принцу Вильгельму Оранскому.


Вильгельм

The statue of Willem de Zwijger (”the Silent”) Prince William of Orange (1533 – 1584), as found in the garden of the Prinsenhof, Delft. The Prinsenhof, originally a convent and then home to the Prince, is now a museum. In 1575, in honour of the brave resistance of the people of Leiden during a Spanish seige, Prince William founded the University of Leiden, the oldest university in The Netherlands. Beeckman, Boerhaave, s’ Gravesande, Hortensius, Huygens, Stevin and Swammerdam all had some association with the University of Leiden. Prince William was assassinated by Balthasar Gérard in the Prinsenhof on the 10 July, 1584.


Дверь слева — вход в музей его памяти. Здесь он был убит несколькими годами позже.


А здесь — башня монастыря, и дальше — крыша Старой Церкви (Oude Kerk).

Из книги: «Снилось мне разное, но один сон хорошо запомнил. Как будто разбила мать тарелочку из дельфтского фаянса, которая висела у нас на стене. Взяла одну половинку и ушла.»

По-разному используют синий фаянс — скамеечка вот во дворе монастыря Св. Агаты.


Синий Дельфт, скульптура, недалеко от центра города.







Дельфт1 Эти ворота «видели» Вермеера.

Дельфт2

Вермеер, «Вид Дельфта»



Да, кстати, мой любимый художник — Вермеер. Из Дельфта.





В городе нет его картин, и дом на Рыночной площади не сохранился.



Но есть мемориальная табличка на этом доме и музей на соседней улице.





Можно делать фото в декорациях картин Вермеера, можно смотреть работы и слушать диалоги вымышленных персонажей его картин.





Роттердам. Город Эразма.

Роттердам — старый город. Во время Второй мировой войны фашисты практически сровняли его с землей. Поэтому архитектура там современная.


Самый длинный в Европе подвесной мост — Мост Эразмуса Роттердамского, в народе просто «лебедь».


Кругом вода!


Яхт-клуб в центре города.


Но мы же идем по маршруту Кееса и его друзей.


Из книги:«Порывшись в наваленных картах и чертёжных инструментах, Брунинк сказал:
– Помогите донести. Заодно увидите, что такое колокольня Большого Собора, В ней двести футов.
Через полчаса мы уже карабкались по деревянной лестнице колокольни Грооте Керк – Большого Собора.»



Затерялась среди современных небоскребов колокольня Groote Kerk.


Но в Роттердаме все же есть местечко с отличным видом на окрестности!

Евромаас — башня, построенная по случаю открытия цветочной выставки.

Из книги: «– Осторожней… – говорил Брунинк. – Лестница очень плоха, шею недолго свернуть.
И вот мы выбрались на площадку. Я подошёл к балюстраде, глянул вниз, и дух у меня захватило!
Тут ещё влажный ветерок дунул с моря; казалось, вся колокольня качнулась. Я схватился за перила, зажмурил глаза, чтоб голова не кружилась. А когда открыл, вокруг раскинулась такая картина, какую я раньше и представить не мог.»




Ветер и правда сбивает с ног. И это еще не самая высокая ее точка. По шпилю башни ездит вращающаяся стеклянная кабина с иллюминаторами в полу. Вот где, скажу вам, действительно ноги подкашиваются от от страха.


Зато вся Голландия как на ладони.

Из книги: «Передо мной лежала вся Голландия, по крайней мере так показалось. Небо теперь было не только вверху, но и подо мной, там, у черты горизонта. Над головой оно густо голубело, а под ногами светилось бледно-розовой прозрачной полосой.
Налево открылось море. Оно нестерпимо блестело под солнцем а дальше в мягкой дымке проглядывали острова. Отсюда, сверху, Голландия казалась ярко-зелёной, аккуратно размеченной страной. Квадраты и полоски садов, огородов уходили вдаль вместе с большими прямоугольниками лугов. Кое-где прямые линии прерывались, там вклинивались углы невозделанных земель – маршей. Крестики мельниц торчали повсюду, там к здесь, тёмно-зелёные рощи подступали к ярко-оранжевой и красной черепице деревень, сверкали шпили соборов…»






Таким было путешествие в любимую детскую книжку. Не знаю только, бывал ли Константин Сергиенко в Голландии, бродил ли по узким улочкам Лейдена и Дельфта…
Зато знаю: мечты сбываются!