I follow the sun - 1
26 Aug 2010 22:15![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Я люблю жару. К сентябрю меня начинает одолевать охота к перемене мест: с милого, хм, севера в сторону южную. К солнцу. Можно без моря: всяким буколикам я решительно предпочитаю городские прогулки. Побудительные мотивы к такого рода поездкам у меня довольно банальны: книжно-киношные впечатления. Ну и ладно. От них и буду плясать: немного в сторону от популярных маршрутов, в места, которые хоть и на слуху, но ажиотажным спросом похвастаться не могут. Скажем, не Париж, а куда менее посещаемый туристами Прованс - солнечный, ленивый. Иной.
Прованс - это Марсель Паньоль, в книгах и в фильмах: "Манон с источника", "Жан де Флоретт", "Гордость моего отца/Замок моей матери".
Почему-то там очень мало главного прованского города - Марселя.
О нем вообще мало. Портовые города редко пользуются любовью. "А-а, Марсель... Жуткое место. Клоака! Мерзость!" - таково распространенное мнение.
Ну, "Граф Монте-Кристо", да. Роман, экранизации (французские, естественно) - это все Марсель au naturel. Что еще? Бег Джина Хэкмана по набережной Старого порта в "French Connection II" - господи,
там всего-то метров сто, а кажется, что он бежит и бежит, с трудом
прокладывая себе дорогу в рыбном ряду, бесконечно долго, и все никак не может добежать. И "Les Diables" - неистовый французский фильм о доме, которого нет, о семье, которой не было, и о любви, которой не должно быть...
Наверное, у меня извращенный вкус - Марсель, для которого ни у кого не находится добрых слов на просторах всего русско- и англоязычного интернета, мне понравился. Да, о трехтысячелетней истории там ничего не напоминает, это не Рим. Но горбатые улочки и крошечные площади квартала Ле Панье рядом со Старым портом обладают негромким очарованием, а сам порт со времен Дюма в общем-то не изменился, весь пролог "Монте-Кристо" можно спроецировать на местность.



Старый порт и Ле Панье - районы пролетарские, а вот дворец Лоншан с парком, ведущий к нему бульвар, деловая часть и, как ни странно, лестница у железнодорожного вокзала - торжество буржуазного вкуса со всеми его атрибутами в виде львов, тог, венков и кованых завитушек. Картину несколько портят немытые люмпены неевропейской наружности и оставляемые ими горы мусора. Толерантность, туды ее в качель.






Местная туристическая фишка, это, конечно же, Нотр-Дам де ля Гард. У нас бы, с учетом специализации, это был Никольский собор, но - "а зачем нам кузнец ?" - это же французы, и самая главная церковь у них увенчана золоченой феминой. Путь к нотрдамскому сердцу не прост - сильно в горку, и так километра два. Несколько облегчает жизнь автобус и мелкий туристический поезд, неторопливо трюхающий от набережной.
Марсельский Нотр-Дам - неожиданно византийский, с буйством мозаик в интерьере.
Самое поразительное, однако, это стены, сплошь увешанные ex voto - дарами благодарных поклонников. В основном это модели корабликов
- "за тех, кто в море", но есть и немало военных наград, и даже футболок местного "Олимпика". Но больше всего трогают самодельные картинки с
изображением чудесных спасений в ответ на молитву. Картинки почти детские,
неумелые, но очень старательные и отличающиеся фактографической точностью:
крушение поезда, разбитый аэроплан, скудный улов, больные и разорившиеся. Даже загнанный мул попался.



У входа толклась группа соотечественников, и полная дама на высоких каблуках восторженно и громогласно сообщала в мобильник: "Представляешь, я стою на самой высокой точке в Марселе, а прямо подо мной - замок Иф! " Ну, это вы, дамочка, зря - "прямо под" была арабская спортплощадка, а замок Иф мутно белел у горизонта.
Замок Иф и Нотр-Дам - вот все, что обычно видит мимохожий турист. Остаются "за кадром" не только восхитительные бухточки-каланки с белоснежными утесами, но и сам город, живописный не напоказ, ненарочитый, живой.



Редкий турист добирается даже до похожей на крепость базилики Сен-Виктор, "ключу к марсельской гавани", стоящей на холме у самого входа в бухту.
Оттуда открывается чудесный вид на порт, старые форты и кокетливый кафедральный собор. Идеальное место для тихого пикничка.
Полноту ощущений мне обеспечил прихваченный в ближайшей пекарне бутерброд.
Сижу, созерцаю Медитерранию и чувствую, как со страшной силой накатывают на меня сантименты с каким-то чрезвычайно ностальгическим привкусом. К концу бутерброда наконец соображаю - привкус исходит от содержащегося в нем майонеза с очень советским характером.
Провансаль, натурально!
