tomtar: (merle)
[personal profile] tomtar
"Каждый хороший человек немного в душе сантехник" - мудрая мысль, усвоенная мной в нежном возрасте благодаря хорошей и немного печальной повести Георгия Садовникова "Спаситель океана, или Повесть о странствующем слесаре". Вообще-то, "Продавец приключений" мне нравился больше, но у "Спасителя океана" был тревожно-взрослый финал, который помнился даже тогда, когда вся прочая веселая чепуха стерлась из памяти.


В обычном многоквартирном доме появился новый жилец – слесарь-водопроводчик Базиль Аксёнушкин, личный друг трех мушкетеров, спаситель океана и забытых игрушек, способный лузгать молекулы как семечки, пробудить в тихих домашних мальчиках жажду подвигов во имя справедливости и напомнить взрослым, что они тоже когда-то умели мечтать. И даже кот у него вел изощренные философские диспуты с самым могущественным человеком Франции Арманом дю Плесси, известным в истории под именем кардинала Ришелье. К слову - большим почитателем кошек.

Воспоминания о пережитом, которыми делился слесарь-водопроводчик со своими малолетними слушателями были невероятны, головокружительны, остроумны и духоподъемны. Даже суровому Великому Реалисту переходного возраста не удавалось подорвать авторитет истинного мастера сантехнических работ. "А ты поверь, и тебе будет очень интересно," - безупречная формула успеха. Прочь взрослый цинизм и внутреннюю грязь, да здравствует романтика и фантазия!

Но однажды сказка кончилась. Воспитанные дети вежливо слушали самую главную историю Базиля Тихоныча, но мыслями были уже не с ним, а с беспощадным Великим Реалистом. И спаситель океана Базиль Аксёнушкин ушел куда-то - туда, где еще нужны чудеса.

Надеюсь, его миссия оказалась небесплодной. Наверное, так. Иначе откуда взялся двадцать лет спустя в одном московском дворе добрый выдумщик Костя.

Костя, он тот самый, из "поколения дворников и сторожей" - дворник. Художник. Лепит сказки из снега. Может подарить сказку прохожей незнакомой девушке и знакомому второкласснику Глебке. Может даже заставить поверить в нее. На время.
"Ты думал о жизни всерьез?" - спросит Костю строгая девушка Катя из юношеской повести "Требуется дворник". "Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?" - упрекнет Хозяйка мужа-Волшебника во взрослой сказке "Обыкновенное чудо".
То-то и оно, что влюбляемся мы в волшебников и чужие беспокойные сказки, а жизни себе хотим ровной, без неожиданностей. Как у всех.

Спрос на чудеса прихотлив, а слесарь и дворник востребованы всегда. Любимый фильм детства "Старая, старая сказка" тоже заканчивался печальной взрослой развязкой. Дочь трактирщика предпочла остаться дочерью трактирщика, а не прекрасной принцессой, бросившей все ради веселого бродяги.
"- Но ведь сказка - это одно. А жизнь - это совсем другое... Правда?"
"- К сожалению, правда," - вздохнет Кукольник, устало вскидывая на спину свой передвижной балаганчик.

Отзвук этого вздоха вернут финальные кадры фильма об обыкновенном чуде: горит синим пламенем дом Волшебника, уходят, не оборачиваясь, герои его сказки.
Ну да, она получилась удачной.
Может быть, лучшей.
Во всяком случае - последней.

"Мы с тобой в чудеса не верим,
Оттого их у нас не бывает..."


Erik Höglund