tomtar: (Default)
[personal profile] tomtar
Оригинал взят у [livejournal.com profile] murmon в По местам Евы Кюн из "Повести о рыжей девочке" и [livejournal.com profile] donna_benta в "Кто плюнет безмятежно на двойки и колы?.."

Была у моей мамы в детстве одной из любимых книга Лидии Будогоской "Повесть о рыжей девочке". Она очень хотела, чтобы её прочитала я, и сумела её для меня купить.


У мамы, наверное, была вот такая книга:



Мама сама "вычислила", что действие книги происходит в городе Сарапуле - городе на Каме. И вот я решила разыскать в интернете места действия книги.

Читаем книгу:
Очень глупо устроено на свете: назовут тебя как вздумается, и кончено - так и оставайся с этим именем на всю жизнь. Лучше бы никак не называли, пока не подрастешь и сама не выберешь себе имени по календарю. Есть столько красивых имен на свете: Маргарита, Людмила, Елена. А вот придумали же - Евой назвали. «Ева Кюн».
Ну да с именем еще можно примириться. Ведь прелестную девочку из «Хижины дяди Тома» тоже звали Евой. Но вот с тем, что волосы рыжие, - примириться никак нельзя.
Когда Еву показывают гостям, дамы ахают:
- Рыженькая! И не в папу и не в маму. Удивительно! Кто-нибудь да был рыженький в роду. Может быть, бабушка? Может быть, дедушка?
- Нет,- говорит папа,- ни одного рыжего, как мне помнится. Так просто, злая шутка природы.
Папа очень хотел мальчика. Ева знает об этом. Каждый раз, когда папа со злостью взглянет на Еву, Ева догадывается, о чем папа думает: «Вот, вместо сына девчонка растет в моем доме. Да еще рыжая девчонка. Совсем нехорошо!»
И никто не любит рыжих.
Когда из гимназии Ева идет домой через Пушкинский сад, мальчишки городского училища кричат ей вслед:
Рыжий, красный!
Черт опасный!
И кидают в Еву снежками. Снежки, крепко скатанные в руках, твердые будто камни. Ева бежит через Пушкинский сад без оглядки, закрывает лицо руками: не беда, если в спину попадут, только бы не вышибли глаз!

И вот что найдено мной про Пушкинский сад в Сарапуле:

Территория, занимая ныне горсадом им. А. С. Пушкина, впервые была обозначена на Высочайше утвержденном плане города 1812 года как Приходская площадь. По-видимому, она была отведена под постройку храма, который по каким-то причинам не был построен. С 60-х годов 19 века она называется Александровской площадью в честь Александра II - "Освободителя". Использовалась чаще как торговая, где оптом скупали дрова, сено, хлеб.
В 1899 году на этой площади был торжественно заложен Городской сад им. Пушкина А.С. к 100-летнему юбилею великого поэта. Таким образом, город обзавелся третьим общественным садом. Самый ранний – Шаровский – располагался в юго-западной части города, был мало благоустроен и служил местом для пикников. Второй был открыт в 1880 году в восточной части парка на территории купеческих дач (позднее – Дом отдыха «Учитель»). Изначально он был небольшим, площадью в одну десятину 575 сажен. В 1892 году этот сад был расширен и благоустроен. Он стал занимать площадь в 5 десятин, на которой были выстроены павильоны, эстрада, танцплощадка и летний театр. И вот, в 1899 году, - еще один, который местные жители сразу же стали называть просто Пушкинским.
«Сад» представлял тогда просто огороженный пустырь, на котором высажены саженцы – будущий дендрарий. По замыслу организаторов, здесь должен быть грандиозный дендропарк с редкими и ценными породами деревьев, с прекрасной оранжереей (тогда это было очень модное увлечение среди городской интеллигенции) и ухоженными аллеями, цветниками, фонтанами. Сад им. Пушкина должен был стать Сарапульской Ривьерой. Мечтам этим сбыться не удалось.
В 1906 году здесь появляются первые аттракционы: гигантские шаги (их тогда называли «гиганами» и врачи предупреждали об опасности этой забавы), гимнастический городок, детские песочницы. В 1915 году в саду сооружается фонтан, устраиваются дорожки, устанавливаются садовые скамейки. По выходным в летний сезон здесь играет духовой оркестр. Но местом массового отдыха горожан он пока еще не стал.
В годы революции и гражданской войны властям было не до общественного сада, и он оставался просто городской зеленой зоной. Уже подросли деревья, появился кустарник, стояли простые гимнастические снаряды и «гигантские шаги». Он не был многолюдным, но и не пустовал. Время от времени вспоминали о нем и местные власти. 13 октября 1918 годы здесь, в центре главной аллеи, у фонтана, состоялись похороны расстрелянных 3 сентября в Котовском логу большевиков И. С. Седельникова, Н. Беляева, В. Т. Антипина, Г. Ф. Иванова и А. Шагалова (через полгода они снова были перезахоронены на братской могиле на месте расстрела 62-х красноармейцев). В 1919 году на этом месте состоялся митинг-встреча с Крупской Н.К. и женщинами-работницами, домохозяйками. На митинге шла речь об угнетенном положении женщины до революции.
(Источник)

В книге есть, как Ева с подругой катаются на гигантских шагах!

1 сентября 2013 года состоялось торжественное открытие новых ворот городского сада. им. А.С. Пушкина. Ворота сделаны по фотографиям 50х-60-х годов ХХ столетия. Они полностью соответствуют тому историческому облику, который имел полвека назад любимый горожанами сад им. Пушкина.



http://www.adm-sarapul.ru/about/info/news/970/


Читаем книгу: Большая соборная площадь вся в снегу. На крестах белокаменного собора черными точками сидят вороны. Если пройти через площадь, а потом по Нагорной улице, попадешь в Пушкинский сад. А за садом огромное красное здание гимназии.
Ева идет через площадь по тропинке, с ночи запорошенной чистым снегом. То и дело она останавливается и разглядывает на снегу свои следы. Какие маленькие, какие смешные!


Вот таким был город, в котором жила Ева Кюн:

Соборная площадь в Сарапуле


Если пройти через площадь, а потом по Нагорной улице,






Женская гимназия, ныне школа № 15



Фотографии отсюда http://www.etoretro.ru/pic21862.htm?sort_field=image_date&sort=DESC



"Кто плюнет безмятежно на двойки и колы? Шпаргалки шлет прилежно? Бой Талька - это ты!" - такие строчки  сочинила Ева Кюн из "Повести о рыжей девочке" Лидии Будогоской. С Талькой Бой она училась в одном классе гимназии.

Не устаю удивляться сюрпризам нашего сообщества. Разговор о любимой многими книге Л.Будогоской начала [livejournal.com profile] murmon, и вдруг в комментариях мелькнуло:

"К этой книге у нас в семье особое отношение. Моя бабушка была одноклассницей Лидии Будогосской.
Наталья Изергина, Талька. Отличалась боевым характером.
Талька-Бой в повести - это она.
А её лучшая подруга Варя - прототип Варьки Симонихи.
Вот фотография из семейного архива.
Бабушка и её одноклассницы".


talka

Слева направо:
стоят - Валя, Таля (Талька-Бой), сидят - Варя (Симониха), Тая, Лиза. 1911 г.


Теперь у нас есть возможность увидеть, как на самом деле выглядели героини повести Лидии Будогоской. А Талька Бой - участница нескольких весьма колоритных сцен.   Напомню одну из них:
"Вдруг из-за черной доски высунулась голова Тальки Бой - светлая, гладкая, с пробором. Талька хмурит брови, морщит лоб, отчаянно трясет головой.
Весь класс сразу понял, что Талька Бой не знает теоремы.
Подруга Тальки Бой, толстая Варька Симониха, беспокойно заерзала на задней парте, потом вырвала из тетради листок, что-то написала и сунула под партой соседке.
Ева сидит, подперев подбородок рукой. И вдруг тумак в спину - ей суют записку от Симонихи: «Теорема Пифагора. Ева, спасай Тальку! Варька».
Пифагорова теорема очень трудная теорема. «Сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника…», а дальше и не припомнишь. Ева закусила карандаш, схватила учебник, перелистывает - только страницы мелькают. Вот она, Пифагорова теорема. Ева быстро списывает на бумажку. Тальку Бой необходимо спасти. Талька Бой спасает всех без разбора. Подсказывает пальцами, глазами, губами. Очень понятно подсказывает. И шепот у нее отчетливый.
Все девочки, когда шепчут, непременно кулак ко рту прижимают, глаза у них бегают, все лицо как-то перекашивается. А Талька Бой и рта рукой не прикроет и бровью не поведет, а кому нужно, тот все услышит.
Ева зажала бумажку в кулак и просит Чижа:
- Разрешите выйти!
Кивнул.
Ева прошла за досками. Талька стоит за доской и с досады кусает ногти. Ева дотронулась до Талькиной руки - и бумажка у Тальки. Талька сразу схватилась за мел, быстро застучала по доске. Ева рада. У самой двери она даже подпрыгнула, потом присела и показала Чижу в спину длиннейший нос..."


Больше эпизодов из книги с участием Тальки Бой - в журнале [livejournal.com profile] murmon: http://murmon.livejournal.com/42740.html

Вместе с [livejournal.com profile] murmon мы не смогли удержаться от вопросов к внучке Тальки Бой и получили на них ответы.
Оказывается, Талька Бой на самом деле хорошо подсказывала, но "могла и вредничать, подсказать что-то типа «Ребёнок был резов и мил, но объедаться он любил».

Выяснился еще один забавный эпизод из ее гимназической жизни: кавалера у Тальки не было, "и одноклассницы над ней посмеивались. Однажды она сказала, что просто не афиширует своих свиданий. Если хотят, могут убедиться – они с мальчиком будут гулять по таким-то улицам. А дома её младшая сестра Клава, которая была высокой и статной, переоделась в форму брата-реалиста и они вместе отправились гулять. А гимназистки, караулившие в указанных местах, убедились в наличии кавалера".

В семье с двенадцатью детьми Талька Бой была пятой.

talka2

На семейной фотографии Талька сидит слева, в голубоватом платье.


Ее отец учился в церковно-приходской школе, мать вообще грамоты не знала, но детям они образование дали – девочки учились в гимназии, мальчики – в реальном училище. После гимназии Наталья Изергина работала учительницей в деревне Митрохино, учила детей младших классов.
В 1918 году вернулась в Сарапул. Участвовала в организации первых детских садов, была учительницей в Сарапульской коммуне.
В 1924 году вышла замуж и переехала в Москву. У неё было трое детей – старший сын Александр, и дочки- близнецы – Татьяна и Галина. Работала всю жизнь учительницей. С Лидией Будогосской после гимназии не встречалась. А с Сарапулом связь поддерживала – там жили её сёстры.
В книжке «В уездном городе С» из серии «Память Сарапула» есть статья о ней.

Дополню рассказ внучки небольшим фрагментом из воспоминаний дочери Натальи Изергиной, нашла их на одном из сарапульских сайтов:
"Повесть о рыжей девочке" мы знали с детства. Знали, что Талька Бой - это наша мама. Помню, еще девочкой меня очень огорчало неприглядное платье Тальки на школьном балу. Мамина семья была небогатой, платье ей перешло от старших сестер, и никакими усилиями ему нельзя было придать хороший вид... Мама вспоминала, как однажды Лида Будогоская  пришла к ней домой и была удивлена и озадачена тем, что застала Тальку босой, моющей в доме полы. Если я не ошибаюсь, этот случай был описан в первом (более полном) издании повести.
У мамы был жизнелюбивый, неунывающий характер. Она всегда была готова прийти на помощь к друзьям. Она очень любила детей и стала учительницей по призванию. Обычно дома она рассказывала о школьных делах и в каждом ученике находила что-то хорошее. Я как-то спросила ее: "А кто у вас в классе плохой?" Мама посмотрела на меня удивленно и серьезно сказала: "Таких нет. Плохих детей не бывает". И добавила, помолчав: "Правда, бывают плохие родители".

Огромное спасибо [livejournal.com profile] poduchka за рассказ о бабушке!

А вот о рассказ судьбе еще одного прототипа, толстого Михаила Вольфа, с которым дружила Нина Куликова. Он был расстрелян в 1938-м году


Город Сарапул бережно относится к своей истории. В сентябре 2005 года в серии "Память Сарапула" вышло переиздание кники Л. Будогоской «Повесть о рыжей девочке». Издание приурочено к 225-летию Сарапула, 215-летию Малого народного училища и 145-летию Сарапульского женского приходского училища. В книге «Повесть о рыжей девочке» писательница правдиво и подробно рассказала о своих детских годах, проведенных в небольшом провинциальном городе Сарапуле. События повести происходят в уездном городе Сарапуле в начале XX века. Главная героиня повести – Ева Кюн, ученица Сарапульской женской гимназии. Этому учебному заведению в книге уделено большое внимание. Нравы, царящие в ней, образы преподавателей и учениц – все это описано живым пером неравнодушного человека. Для современного читателя «Повесть о рыжей девочке» ценна и интересна прежде всего тем, что в ней описаны сарапульские улицы, дома, картины быта и нравов обитателей города начала XX века. Большую ценность книге придают и краеведческие материалы, в которых представлен взгляд современных авторов на Сарапул начала XX века, рассказывается история учебных заведений города – Сарапульской женской гимназии и Алексеевского реального училища, содержатся литературные портреты жителей города – современников Л.А. Будогоской, о которых она упоминает в книге. Книга иллюстрирована редкими фотографиями из фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья, а также из личного фонда В.Б. Зылева (г.Москва) – потомка Сарапульской купеческой династии Зылевых.

Во второй сборник, который выпущен в 2013 году, включено два произведения известной детской писательницы Лидии Будогоской. «Повесть о рыжей девочке» написана ею на основе впечатлений, полученных во время учебы в Сарапульской женской гимназии, которую она окончила в 1915 году. «Воспоминания» Л.А. Будогоской, написанные в конце 1960-х годов по просьбе сарапульского журналиста А.И. Чухланцева, печатаются впервые. Писательница рассказывает в них о работе в военном госпитале в период первой мировой войны и о начале своей литературной деятельности. «Эпилог длиной в эпоху» содержит ряд историко-краеведческих очерков: материалы о семье писательницы, о судьбах некоторых прототипов «Повести о рыжей девочке», а также материалы сарапульской газеты «Прикамская жизнь» за 1909-1915 годы, воссоздающие картины жизни Сарапула того периода, когда здесь жила семья жандармского подполковника А.И. Будогоского. В очерке «Сиреневый бал в городе рыжей девочки» рассказывается о школе № 15, которая размещается в здании бывшей Сарапульской женской гимназии. Сборник содержит большое количество фотографий и документов, многие из которых публикуются впервые.





сайт_Литературное древо Сарапула